Собеседование при трудоустройстве: какие бывают и как к ним подготовиться

Цель интервью — договориться о сотрудничестве вас как работника и компании как работодателя. Предмет разговора — выявление компетенций, необходимых для выполнения задач. Поэтому задача соискателя — максимально продемонстрировать знания, умения и навыки, которые требуются конкретному работодателю. Рассказываем, чего ждать от интервью и как к нему подготовиться.
Юлия Еремеева
Юлия Еремеева
эксперт по работе с соискателями сервисов «Готовое резюме» и «Карьерная консультация»

⏱ Время прочтения — 4 минуты

Перед интервью важно изучить информацию о компании и предлагаемой должности, понять портрет идеального кандидата и подготовить примеры, иллюстрирующие те или иные компетенции, чтобы максимально подходить под этот портрет.

Например, вы претендуете на позицию помощника руководителя и хотите продемонстрировать умение работать в режиме многозадачности. Расскажите, как в течение стандартного рабочего дня вы решали разные задачи, на основе каких вводных расставляли приоритеты, что помогало укладываться в установленные сроки. Два других распространенных требования — хорошие навыки коммуникации и умение решать конфликтные ситуации. Чтобы проиллюстрировать их, приведите конкретный пример разговора с эмоциональным клиентом: вспомните, как реагировали, как снижали напряжённость, что предложили для разрешения конфликта.

Аналогично подготовьте два-три примера по каждой компетенции. А затем на собеседовании вам останется лишь вовремя вынуть нужный пример из памяти.

Что нужно знать об интервью

Обычно на собеседовании проводится комплексная оценка кандидата (поведение, речь, внешний вид, компетенции, энергия). Средняя продолжительность интервью — от 30 до 60 минут. По формату оно бывает очным или онлайн.

Если вас пригласили на очное интервью, обязательно уточните:

Если вас пригласили на онлайн-интервью:

Будьте готовы к тому, что на интервью могут предложить дополнительные испытания, чтобы лучше понять ваши хард- и софт-навыки. Это могут быть:

— Вопросы, относящиеся к профессиональным компетенциям.

Пример для кандидата на позицию менеджера по продажам: «Как вы определите при первой встрече, перспективен ли клиент? Назовите как можно больше способов завершения сделки».

— Задания на проверку навыков пользования специальными программами.

Пример для аналитика: выполнить тест на знание Excel.

— Отработка кейсов.

Пример для руководителя: «У вас в подчинении работает человек, который перерос свою должность, однако в силу объективных причин его карьерный рост невозможен. Найдите варианты дополнительной мотивации сотрудника».

— Оценка личных качеств.

Для проверки ориентации на результат вас могут спросить: «Что важнее — выполнить работу в срок, но с потерей качества, либо задержать сроки, но сделать качественно? Обоснуйте».

Собеседование при трудоустройстве: какие бывают и как к ним подготовитьсяСовет.
При подготовке к собеседованию поищите в интернете и в группах социальных сетей примеры вопросов, которые задают в конкретной компании.
.

Групповые методы отбора

Иногда работодатели используют групповые методы отбора: групповое интервью и ассессмент-центр.

Групповое интервью проводится одновременно для нескольких кандидатов, участвующих в конкурсе на одну позицию. Обычно его используют для массового подбора персонала на такие вакансии, как оператор call-центра или менеджер по продажам. На групповом интервью важно показать развитые навыки самопрезентации, уверенность, лидерские качества. В ходе него рекрутер обязательно отметит тех, кто первым отвечает на вопрос, обратит внимание на чёткую структурированную речь кандидата, мотивацию и энергию, взаимодействие с другими участниками.

Собеседование при трудоустройстве: какие бывают и как к ним подготовитьсяСовет.
При подготовке к групповому интервью проведите репетицию. Попросите о помощи друзей или родственников: пускай одни задают вам вопросы и записывают ответы на видео, а другие подыгрывают, будто участвуют в собеседовании вместе с вами. В результате вы настроитесь психологически, потренируете навыки самопрезентации и умение работать в группе.
.

Ассессмент — это методика комплексной оценки кандидатов на позиции топ-менеджеров и высококвалифицированных специалистов. Претендентов тестируют в специализированных центрах или в самой компании. Технология позволяет не только оценить компетенции потенциальных сотрудников, но и дать рекомендации по их развитию. В рамках ассессмент-центра участникам предлагают разные задания: групповая дискуссия (совместное решение вопроса в команде), ролевая игра (разговор с подчинённым), упражнение на сбор информации или аналитическое упражнение (выбор одного из двух вариантов на основе всестороннего анализа ситуации).

Телефонное интервью

Ещё один вид интервью — это интервью по телефону. Именно оно, как правило, становится первым этапом пути трудоустройства.

Если телефонный звонок застал вас врасплох в магазине, на улице, во время совещания, вежливо объясните, что в данный момент не можете говорить, и предложите созвониться в другое конкретное время. Если вам удобно разговаривать, будьте готовы, что вам зададут несколько вопросов для оценки интереса к вакансии, зарплатных ожиданий, коммуникативных навыков и критически важных компетенций.

Чтобы быть готовым к такому интервью и не оказаться застигнутым врасплох, распечатайте или скопируйте себе на телефон описания всех вакансий, на которые вы откликались. Тогда в момент звонка вы сможете оперативно найти эту информацию и ещё раз прочесть, какие требования к соискателю выдвигает компания и какие обязанности предполагает должность. Во время разговора обязательно задайте вопросы о вакансии, на которые особенно хотели бы получить ответы, чтобы оценить свой интерес к продолжению отношений с потенциальным работодателем.

Помните, что подготовка — один из факторов успеха. Удачи вам в поиске работы!

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям